Развитие внимания и памяти
Говоря о саморазвитии, наряду с духовным и физическим совершенствованием нельзя забывать о когнитивных, интеллектуально мнестических функциях - познавательных способностях человека, которые обусловлены и физиологическими и психологическими факторами. О мышлении в целом мы уже говорили, а сегодня хотим поведать о внимании и памяти, тем более, что они очень тесно связаны друг с другом. Так, например, вряд ли можно говорить о запоминании человеком того, на что он не обратил внимания. И даже если порой Вам кажется, что Вы помните какие-то мелкие детали той или иной ситуации, но не видели их, и они сами вдруг "всплывают" в памяти, скорее всего Ваше внимание просто направлено и натренировано на восприятие всех мелочей до такой степени, что происходит сей процесс автоматически. Хорошо развитые внимание и память помогают и в освоении новых навыков, и в получении новых знаний, и, конечно же, играют очень важную роль во взаимоотношениях с людьми. Большинству из нас приятно иметь дела с людьми, не только приятными в беседе, но и внимательными, помнящими наше имя, определённы даты и т.п. Однако, к сожалению, бывает так, что самый что ни на есть обаятельный человек имеет большие проблемы с памятью и вниманием, и в результате попадает в какие-то неприятные ситуации, часто теряет свои вещи, не помнит о времени, на которое назначена важная встреча, забывает поздравить друзей и родственников с днём рождения... Если что-то из подобного свойственно Вам, то предлагаем Вам обратить внимание прежде всего на самого себя (а как иначе - мы ведь занимаемся САМОразвитем ) и займитесь развитием данных когнитивных функций. Тем более, что психологами разработано множество простых упражнений, способствующих тренировке и внимания, и памяти. Да, к счастью, и то, и другое можно тренировать, как мышцы в спортзале. Прежде чем переходить к описанию упражнений, отметим, что нарушение внимания и памяти может быть связано с физиологическими проблемами - головной болью, нарушении сосудов, гормональным сбоем и т.п. и если Вас внезапно начали беспокоить рассеянность, головокружение и прочие незнакомые до сих пор симптомы, то целесообразно обратиться к врачу. Также хотим обратить Ваше внимание на то, что в определённом возрасте бывают так называемые спады, когда память ухудшается - это нормальное явление и подтверждённых научно-психологическими исследованиями факт. В течение жизни у каждого есть несколько лет, когда он хуже воспринимает новую информацию, чем в другое время. К счастью, эти года спадов перемежаются с временем нормальной работы мнестических функций. В любом случае, мы полагаем, что тренировка памяти и внимания очень хороший и нужный этап на пути саморазвития.
Упражнения для развития внимания
1. Разгадывайте ребусы, головоломки, ищите выходы из нарисованных лабиринтов. Не найдёте заданий для взрослых - берите детские, вполне вероятно, что они окажутся очень интересными.
2. В течение 3-4 секунд разглядывайте незнакомую картинку, затем отведите глаза (закройте глаза, отвернитесь) и вспоминайте те детали, которые на ней изображены.
3. Нарисуйте какой-нибудь предмет по памяти. Очень хорошо, если это будет новый предмет. Тут дело не в точности художественной передачи, а в наличии деталей - чем больше их на картинке, тем лучше результат.
4. При освоении нового материала задавайте вопросы к абзацам статьи, лекции или строкам стихотворений. И не просто задавайте, а записывайте их.
Упражнения для развития памяти
1. Воспроизведение. Когда Вам нужно что-то запомнить, то попробуйте скопировать это. Например, вспоминая лекцию профессора, представьте, что профессор - это Вы и начните рассказывать воображаемым студентам нужный материал с его мимикой и интонациями.
2. Учите стихи. Если давно этого не делали, для Вас может стать сюрпризом, что те строки, которые Вы запомнили ещё в школе, легко вспоминаются и сейчас, а те, которые Вы вызубрили неделю назад - забылись уже через сутки. Но это нормально - Вы же давно не учили стихов, а потому перестаньте ругать свою память, а просто возьмите и выучите несколько новых стихотворений основательно.
3. Разбивайте слова на слоги или составляйте из фразы новое слово.
Например, если Вам нужно запомнить новое слово, то разбейте его на слоги и составьте предложение со словами, в которых есть эти слоги. Не обязательно делать это со всеми слогами, до конца, бывает достаточно запомнить начало слова или ключевые слоги. Примеры:
- запоминаемое слово "машина", предложение "МАма ШИла НАволочку";
- запоминаемое слово "реминисценция", можно обыграть предложением "РЕмонт был ИНИциирован С ЦЕНными предложениями И Я согласился".
Если запоминаемое слово действительно сложное, то Вы скорее всего его выучите, пока занимаетесь придумыванием предложения.
Во втором случае, когда нужно запомнить фразу, её можно сократить до одного, вымышленного слова. Например:
- Вам нужно выучить имя нового начальника: "Пётр Иванович Никифоров", - и Вы составляете одно слово: "петиваник" и т.п. Возможно, сейчас Вам кажется, что это смешно, но если Вы попробуете данный метод, то узнаете, что обычно вслед за таким придуманным коротким словом всплывает полное имя серьёзного начальника. Тем более, что короткое слово не обязательно кому-то называть вслух - это всего лишь Ваш личный инструмент памяти.
Также помогут слова-ассоциации (Пётр-петрушка), слова-вешалки (стабильный набор из нескольких слов, с которыми Вы связываете те слова, которые надо выучить), состав предложений и рассказов с запоминаемым набором слов (например, со списком продуктов, которые нужно купить).